82 заключённых договора ГЧП и 56,3 млрд тенге привлекаемых инвестиций – это проекты ГЧП в казахстанской энергетике и ЖКХ.
Номером 1 стала #энергетика с пулом проектов по строительству / модернизации сетей уличного освещения: 17 реализуемых проектов в 7 регионах+1 республиканский проект, из которых 9 проектов с объемом инвестиций свыше 1 млрд тенге. Аутсайдеры отрасли – водное и газовое хозяйство с количеством реализуемых проектов ГЧП – 0.
Чернышевское «что делать», как помнится еще со времен школьной «русской литературы» (#25мая), оказалось более конструктивным, чем герценовское «кто виноват». Потому смотрим, что делали другие страны при реализации проектов ГЧП на этот раз в водоснабжении.
А практика показывает, что ЖКХ оно и в Африке ЖКХ. Изношенная инфраструктура, тарифные ограничения, слабый менеджмент – к решению этих проблем африканские и некоторые азиатские и даже участники СНГ подходили поэтапно, начиная не с реформ отрасли и серьезных концессий, а с простых моделей партнерства, как например, сервисный контракт. Роль частного партнера на этом этапе – взять на себя ограниченный объем работ (и рисков) и выполнять только его, но качественно. Как результат – сокращение затрат и возможность перехода на этап 2 «контракт на управление». Задача частного партнера здесь – наладить управление одним или несколькими направлениями работы госпредприятия-держателя актива за фиксированное вознаграждение. И только на этапе 3 частный партнер принимает на себя как управление, так и содержание сетей водоснабжения с оказанием услуг населению.
Отсутствие (существенных) капитальных затрат – особенность этих моделей. Нет капзатрат – нет проблем с тарифом. Нет, затраты конечно же есть, но финансируются они до определенного момента государством. До момента, когда стороны готовы к новому распределению рисков.
Пресс-служба КЦ ГЧП
Все новости Центра на канале https://t.me/kzPPP_Channel